В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).
В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.
Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.
Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или «купят земельку», или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.
В реалиях сельской жизни наиболее верным и удобным будет отпевание человека в храме. Это принесёт пользу не только усопшему, но и его родственникам. Я думаю, вы согласитесь, что внимать словам молитвы и назидания священника удобнее в окружении икон и в тишине храмовых сводов, чем под грохот кастрюль и бормотание подвыпивших знакомых, пришедших «помянуть» усопшего. Пусть порог храма захотят переступить не все родственники усопшего, насильно в рай не затащишь, но для души покойного от них и вне храма мало толку, так лучше дать возможность истинно молящимся полноценно поучаствовать в творимом действе, не отвлекаясь на суету.
В заключении хочу обратиться к родственникам усопших. Друзья мои, вам важно понять, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом как проводник души человека в его последнем путешествии и утешитель скорбящих родственников. Лишь он сможет подсказать вам, что нужно делать и как для того, чтобы наиболее верно позаботится о душе своего родственника в первые дни его посмертия, которые имеют колоссальное значение для умершего. Поэтому когда священник даёт совет к его словам следует отнестись как к рекомендации врача, а не как к вредному шаману, которому вечно что-то не нравится.
Когда вы, удручённые горем потери близкого, направитесь в ритуальные услуги выбирать наиболее красивое покрывало для усопшего, которое в 90% случаев является канонически ошибочным и не освящённым, то задайте себе вопрос: «что важнее будет для вас лично, когда вы умрёте – в какой рубашке вас похоронят или насколько правильно подготовят вашу душу к вечности?». Если второе окажется более значимым чем первое, то зайдите сначала в ближайший храм и встретьтесь со священником.
С уважением, настоятель храма Михаила Архангела, священник Вадим.
|