История Александровского уезда (часть 3)
Александр Исаевич Солженицын Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в с. Саблинское Ставропольского края, жил в Кисловодске. По другой версии Таисия Солженицына, мать писателя, приехала из Сабли рожать в Кисловодск. Будущий лауреат Нобелевской премии объявился в этом мире на улице Пушкина (позже переименованной в Богдана Хмельницкого) в доме своего дикого и свирепого деда — Захара Щербака, местного дачевладельца. К сожалению, дом, в котором родился Александр Солженицын, не сохранился — его снесли где-то в семидесятых годах. Родственники по отцовской линии по сей день в Саблинском. Из самых старших — Ксения Васильевна Солженицына (в записи фамилий есть расхождения), двоюродная сестра, ровесница писателя, того же 1918 года рождения. Со своим именитым родственником встречалась в тот его памятный приезд на родину — в 1994 году. Саблинское Александровского района .Там некогда укоренился дед писателя по отцу. О нем Александр Исаевич вспоминал так: «До революции был состоятельный хозяин. Имел около 2 тысяч десятин земли, держал овец, число которых доходило иногда до 20 тысяч. Нанимал батраков до 50 человек. Но и себя Семен Ефимович от физического труда не освобождал. И домочадцев к тому приучал, прежде всего сыновей — Исая, Василия, Константина, Илью. А дочь Мария была помощницей матери». Исай не дожил до рождения сына. Летом 1918-го в Саблинском на охоте смертельно ранил себя. Там и похоронили. Стережет его могилу, как и погребения других пращуров, к счастью, и поныне здравствующая двоюродная сестра и ровесница Александра Исаевича — Ксения Васильевна Солженицына. Вот, что рассказывает писатель о своих предках: "Деды мои были не казаки, и тот и другой - мужики. Совершенно случайно мужицкий род Солженицыных зафиксирован даже документами 1698 года, когда предок мой Филипп пострадал от гнева Петра I...А прапрадеда за бунт сослали из Воронежской губернии на землю Кавказского войска". Сообщая эти сведения, Александр Исаевич ненавязчиво проводит мысль, что корни его социального бунта уходят в XVII - XVIII вв. Поселившись "на земле Кавказского войска", Солженицыны осели в станице Саблинская (в просторечии - Сабля), которая находится недалеко от города Георгиевска. До революции она входила в состав Александровского уезда Ставропольской губернии и являлась центром волости. В 1913 г. в станице проживало четыре с половиной тысячи человек . В одном из дореволюционных изданий о Георгиевске сказано - "малолюдное еврейское поселение", окруженное "немецкими колониями" (Кавказ: Справочная книга, составленная старожилом. Вып.1. Тифлис, 1887. С.34). Прапрадеда - бунтаря звали Семен, его сына - Ефим, внука - тоже Семен. Семен Ефимович был женат дважды. От первой жены Пелагеи Панкратовны имел трех сыновей (Константина, Василия, Исакия) и двух дочерей (Евдокию и Анастасию), от второй жены Марфы - сына Илью и дочь Марию. Евдокия и Анастасия вышли замуж и уехали, одна в станицу Курсавка, другая - в станицу Нагутская (родина Ю.В.Андропова) (9).
Александр Островский. С О Л Ж Е Н И Ц Ы Н: прощание с мифом, 2-е издание,
Революция Алексей Николаевич Толстой. Хождение по мукам (книга 2) * ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД *
В начале зимы на узловых станциях южнорусских дорог сталкивались два человеческих потока. С севера в донские, кубанские, терские, богатые хлебом места бежали от апокалипсического ужаса общественные деятели, переодетые военные, коммерсанты, полицейские, помещики из пылающих усадеб, аферисты, актеры, писатели, чиновники, подростки, почуявшие времена Фенимора Купера, - словом, еще недавно шумное и пестрое население обеих столиц. Навстречу с юга двигалась сплошной массой закавказская миллионная армия с оружием, пушками, снарядами, вагонами соли, сахара, мануфактуры. В скрещениях получалась теснота, где работали белогвардейские шпионы. Казаки-станичники выезжали к поездам скупать оружие, богатые мужики меняли хлеб и сало на мануфактуру. Шныряли бандиты и мелкое жулье. Пойманных пришибали тут же на путях. Красногвардейские заслоны были мало действительны, их прорывали, как паутину. Здесь были степи, воля. Здесь еще в седую старину ходили, заломив шапки. Все было непрочно, текуче, неясно. Сегодня перекрикивали иногородние, малоземельные и выбирали совдеп, а назавтра станичные казаки разгоняли шашками коммунистов и слали гонца, - с грамотой в шапке, - в Новочеркасск к атаману Каледину. Чихали здесь на питерскую власть.
Русская армия в Великой войне: «Моим детям и внукам». Эраст Николаевич Гиацинтов, штабс-капитан артиллерийской бригады «Добровольческой армии генерала барона Врангеля».
В Ставропольской губернии все было то же самое. Беспрерывные бои с переменным успехом, но в общем мы теснили красных к границе Кавказа с Грузией. Бои были очень кровопролитные. Помню один особенно большой бой. Были густые цепи красных, которые залегли перед нами, мы обменивались огнем... И вдруг среди красных наметилось какое-то смятение. Оказывается, это был только что приехавший в Добровольческую армию генерал барон Врангель, впоследствии Главнокомандующий нашей армии, и он, собрав свои конные полки, большей частью состоявшие из кубанских казаков, ударил во фланг красным. Ну, пало их очень много под ударами шашек, и наш командир дивизиона, знаменитый полковник Миончинский, который впоследствии там же, в Ставропольской губернии погиб, убитый в бою под Шишкином, закричал нам: "Коня!". И мы все очутились в седле и помчались за отступающими красными войсками. Победа была полная! И совершив довольно большой переход уже без всяких боев, так как все было очищено от красных, мы остановились в какой-то деревне. Помню, 6 декабря - это день рождения Государя Императора - красные решили, что мы в этот день никаких шагов предпринимать не будем - тем более что был сильный мороз. Но мы решили наступать в этот день, и пошли по направлению к Александровску (это маленький городок на самой окраине Ставропольской губернии). Подошли мы к этому городку уже поздно вечером, так как деревня, в которой мы ночевали, находилась от этого города верстах в двадцати или тридцати. И тут начался бой! Проблема и для них, и для нас была одна: или отбиться или провести ночь в голом поле при большом морозе. Мы победили, выгнали красных, и все перемешалось... Там меня послали на разведку, и, когда были на каких-то улицах слышны голоса, одни спрашивали других: "Какой вы части". Пока наконец мы не наткнулись на красных и тогда после короткой схватки выбили их вон из города. Мы очень удобно расположились на ночлег в Александровске. Красные беспокоили нас очень мало, так как главные их силы были совершенно уничтожены конницей Врангеля. И только иногда на окраинах города вспыхивала перестрелка, которая часто кончалась тем, что красные бежали обратно. Часть их скрылась в горах, другая - перешла в Грузию, где, вероятно, они были интернированы и разоружены. И таким образом, мы провели в Александровске недели две совершенно спокойно. За это время выяснилось, что Северный Кавказ совершенно освобожден от красных полчищ, и до нас дошли слухи, что нас перебрасывают в Донецкий бассейн, в каменноугольный район. Мы начали движение в обратную сторону - к городу Ставрополю. *** Победа 21-го декабря стоила противнику 1000 пленных, 65 пулеметов и 12 орудий. Огромные обозы красных попали в наши руки, 1-ый армейский корпус генерала Казановича вновь выдвинулся на линию Медведское — Грушовка — Калиновка. Приказом главнокомандующего части 1-го армейского корпуса генерала Казановича, 1-го конного корпуса и отряд генерала Станкевича объединялись в отдельную армейскую группу под моим начальством. Развернувшись на линии Александровское — Новосельцы — Преображенское, армейская группа продолжала наступление на юг: 1-ый армейский корпус генерала Казановича от Александровского на Саблинское и далее на станицу Александровскую; 1-ая кубанская дивизия под командованием генерала Крыжановского от Новосельцы на Обильное; части генерала Топоркова от Преображенской вдоль линии железной дороги на Георгиевск. Одновременно с запада генерал Ляхов продолжал теснить противника к Минеральным водам. Овладев на своем пути селами Солдатско-Александровское и Обильное, части генерала Шатилова стремительно атаковали Георгиевск и после двухдневного боя 8-го января овладели городом, перехватив пути отступления Минеральноводской группе красных. Прорвавшиеся из района Минеральных Вод остатки ХI-ой Красной Армии бежали на восток, бросая по пути оружие, пулеметы и обозы.
Приказ Кавказской Добровольческой армии №3 Минеральные Воды 20 января 1919г. Славные войска Кавказской Добровольческой армии.
Доблестью Вашей Северный Кавказ очищен от большевиков. Большевистская армия разбита, остатки ее взяты в плен. В одних только последних боях Вами захвачено 8 броневых поездов, 200 орудий, 300 пулеметов, 21 тысяча пленных и иная несметная военная добыча. Еще недавно, в октябре месяце, большевистская армия насчитывала 100 000 тысяч штыков с огромным числом орудий и пулеметов, — теперь от этой армии не осталось и следа... Полчища врага разбились о доблесть Вашу — Вас было мало, у Вас подчас не хватало снарядов и патронов, но Вы шли за правое дело, спасение родины, шли смело, зная что "не в силе Бог, а в правде..." Кубанские орлы; — Вам обязана родная Кубань за избавление от ужаса крови, насилия и разорения. Изгнав врага из родных станиц, Вы отбросили его в безлюдные Астраханские степи, Вы протянули руку помощи родному Тереку, гибнувшему в неравной борьбе. Славные Терцы, храбрые Кабардинцы, Черкесы и Осетины — Вы долго боролись с неравным врагом, ожидая помощи. Она пришла в лице нашей армии и Вы, как один, стали в ее ряды. Герои стрелки, доблестная пехота, славные артиллеристы — Вы, кучка верных сынов России, свершили свой крестный путь в палящий зной, ненастье и стужу, на равнинах Кубани, в Ставропольских степях, в горах Ингушетии и Чечни... От Черного и до Каспийского моря прошла наша армия, победоносно гоня врага, возвращая несчастному населению мир и благоденствие. Как Ваш Командующий и как один из сынов несчастной, истерзанной и опозоренной России, земно кланяюсь Вам, герои Кавказской Добровольческой армии, — и твердо верю, что доблестью Вашей гибнущая Родина будет спасена. Генерал-Лейтенант Врангель.
П. Н. Врангель Записки Книга первая (Яхта "Лукулл" - Белград, 1921-22 гг.)
По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Под ред. докторов исторических наук Ю. Г. Фельштинского и Г.И. Чернявского
Главнокомандующий вооруженными силами на Юге России Генерал-лейтенант Деникин Утверждаю 4 апреля 1919 года г. Екатеринодар ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ БОЛЬШЕВИКОВ, СОСТОЯЩЕЙ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ 1. При главнокомандующем вооруженными силами на Юге России состоит Особая комиссия по расследованию злодеяний большевиков для выявления перед лицом всего культурного мира разрушительной деятельности организованного большевизма. 2. Особой комиссии предоставляется, руководствуясь Уставом уголовного судопроизводства (изд[ания]1914 г.)2, вызывать и допрашивать потерпевших, свидетелей и сведущих лиц и производить осмотры, обыски, выемки, освидетельствования и другие следственные действия, а также пользоваться правами, предоставленными следственным властям статьями 217, 272, 292 и 386 означенного Устава.
ДОКУМЕНТЫ
В Ставропольской губернии в селе Сергиевском Александровского уезда в июне 1918 года военным комиссаром села Тимофеем Шашкиным изрублен житель того же села Патрыкин за то, что протестовал и говаривал жителей не платить красноармейцам 80 тысяч рублей контрибуции. В середине июля 1918 года жители села Сергиевского Иван Хромов, Павел Ефромонко, Гавриил Авдиенко и Александр Новиков были приговорены к смерти красноармейцами за контрреволюционность. Зарубили их шашками. В этом суде принимал участие и военный комиссар Шашкин. В селе Журавском Александровского уезда 15 апреля 1919 года местной большевистской организацией убиты волостной старшина и писарь за сочувствие Добровольческой армии. В иных селениях (село Нагуть) Александровского уезда местный исполнительный комитет Совета солдатских, крестьянских и рабочих депутатов присвоил себе право совершать разводы браков и принуждал причт признавать эти разводы и разведенных таким образом лиц венчать с другими. Запрещали звонить в церквах, запрещали хоронить "контрреволюционеров", издевались над проходившими по улицам церковными похоронными процессиями. Так, в станице Барсуковской Александровского уезда весной 1918 года священник Григорий Златорунский, 40 лет, был убит красноармейцами за то, что служил молебен по просьбе казаков об избавлении от красноармейцев.
Православная церковь
С 1793 г. епархией стали управлять архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления южными территориями Астраханской епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское викарство, первым епископом Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) Александровское - титулярное викариатство Ставропольской епархии (недейств.). Учреждено 12 мая 1911 года. Первый Александровский епископ Михаил (Космодемьянский) был в 1919 году переведен на Ставропольскую и Кавказскую кафдеру. В 1924 году во епископа Александровского был хиротонисан Рафаил (Гумилевский), узник СЛОН в 1925-1926 годах. После 1925 года епископы Александровские больше неизвестны.
Сектантство XIX века ИСТОРИЯ И БОГОСЛОВИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ (ЕХБ) Санников С.В.
Евангельское движение на Кавказе началось в среде молокан исключительно под влиянием русского текста Нового Завета. Дьяконом этой общины был Андрей Черный из города Александровска. Вскоре проповедь Евангелия охватила всю губернию. Религиозное сектантство в России приняло к началу XIX века довольно широкие масштабы. Особенно широкую известность приобрели раскольники-старообрядцы, продолжали развиваться группы хлыстов и скопцов. Довольно большую активность стали проявлять духоборы и вышедшие из их среды молокане. В 1801 году, с воцарением либерального царя Александра I, духоборам, молоканам и скопцам разрешили вернуться из Сибири на родину. Многие из них поселились в Санкт-Петербурге, где, несмотря на формальный запрет, жили и проповедовали довольно открыто. Например, руководителя скопцов Кондратия Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, и он открыто встречался с Александром I, беседовал с ним на богословские темы. Быть сектантом, то есть отвергать доктрины и обрядность православной церкви, но при этом обладать ясно выраженной верой, становилось в александровскую эпоху даже в некотором смысле выгодным. Так, духоборам, молоканам и другим верующим даровали незаселенные земли Мелитопольского уезда Таврической губернии — Молочные Воды. При этом переселенцы получали земельный надел (15 десятин на каждого совершеннолетнего мужчину), выгодную ссуду и налоговые льготы на пять лет. Хотя переселение в Таврию следует рассматривать как ссылку, но нужно иметь в виду, что законопослушные православные крестьяне в это время вообще были безземельными крепостными. В 1808 году переселение на Молочные Воды прекратилось, и духоборов стали выселять на Кавказ. Там ими управлял Петр Калмыков, а потом его жена Лукерья. Духоборы отличались резким неприятием войны и военной службы, за что Николай I подверг их жестоким гонениям. В 1895 году духоборы устроили в Закавказье пацифистскую демонстрацию, во время которой сожгли оружие и военные билеты. За это на них были брошены войска. Казаки, насмехаясь над проповедью непротивления злу, до смерти избивали мужчин, которые не сопротивлялись издевательствам, насиловали жён на глазах мужей, провоцируя их на сопротивление, и творили такие бесчинства, что вызвали небывалое возмущение русской общественности. Благодаря помощи Л.Н. Толстого более восьми тысяч духоборов эмигрировало в Канаду, где их общины существуют и до настоящего времени. Духоборы считали, что спасение приходит от духа, а не от напечатанной книги, поэтому они отрицали авторитет писаного Слова Божьего, учили, что Дух Святой живет в верующих, а потому проповедовали уважительное отношение к людям, являющимися или действительными, или потенциальными носителями Духа Божьего. Молокане ведут свое происхождение от духоборов, и их движение уже довольно хорошо оформилось к началу XIX века. В отличие от духоборов, которые подчеркивали важность жизни по Духу, а не по букве Священного Писания, основатель молокан – Семен Уклеин – признавал истиной только то, что написано в Библии, хотя все обряды (в том числе крещение и евхаристию) истолковывал духовно, отвергая всякие ритуалы. В 1805 году представители молокан подали в Сенат свое Исповедание веры, после чего их стали рассматривать как отдельную от духоборов религиозную группу. Вскоре молокане распространились по губерниям Центральной России, Украины, Кавказа. Как и духоборы, молокане испытывали жестокие гонения. Например, трагична судьба Исайи Крылова, руководителя одного из молоканских толков. Этого талантливого человека за распространение молоканского учения арестовали и засекли кнутом до смерти. К середине XIX столетия молокане разделились на множество групп и толков, имеющих несколько отличную между собой догматику. Со временем молокане переродились в группы позднего протестантизма — штундизм и русско-украинский баптизм. Евангельское движение на Кавказе началось в среде молокан исключительно под влиянием русского текста Нового Завета. Книгоноша О. Форхгамер записал свои впечатления о нем так: «В высшей степени убедительно видеть, что Новый Завет на русском языке — конечно, самый лучший, самый успешный между ними миссионер». Так, самостоятельно изучая Библию, на Кавказе появились «водные молокане», то есть те, которые признавали водное крещение и Вечерю Господню. Один из молокан, юноша из Тифлиса Никита Исаевич Воронин (1840–1905), изучая Писание, понял, что спасение возможно только по вере, а не добрыми делами, как традиционно, на обывательском уровне считают и православные и молокане. Он покаялся, пережил радость возрождения и стал искать того, кто мог бы преподать ему водное крещение. Вскоре благодаря Я. Делякову Воронин встретился с баптистом Мартином Кальвейтом, который приехал в Тифлис из Литвы. Ночью 20 августа 1867 года Мартин Кальвейт крестил Никиту Воронина. Этим актом положили начало активному развитию баптизма среди русских, так как до этого на собрания баптистов в Тифлисе, которые происходили по домам, приходили только немцы, литовцы, англичане и другие иностранцы.
Жидовствующие
Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона выходившая в России с 1908 по 1913 год. В русском простонародье — иудействующие, Новые жиды — Под этим названием в русском законодательстве первой половины 19 века известны иудействующие секты в России. Хотя история жидовствующих восходит к 16 в., однако первые документальные сведения о жидовствующих относятся лишь к началу 18 века. В середине XVIII века секта иудействующих открылась среди казаков области войска Донского. Власти переселили сектантов в Александровский уезд Кавказской (позже Ставропольской) губернии, где разрешили им проживать и исповедывать свою веру при условии, что они не будут совращать православных в жидовство. В станице Александровской секта распространилась чрезвычайно. Даже в указе о борьбе с жидовствующими, изданном в 1825 году, говорилось, что секта в Александровском уезде в какой-то степени признана правительством. (Беньямин Кац. НЕПОГАСШИЕ ИСКРЫ. Пленные евреи и русские субботники.) В царствование Екатерины II — благоприятное для распространения сектанства — замечается особенное развитие секты жидовствующих. Последняя успела пустить такие глубокие корни в крестьянском населении, что в течение последующих десятилетий стали открываться новые центры секты в губерниях, в которых евреев было очень мало: Московской, Тульской, Орловской, Рязанской, Екатеринославской, Тамбовской, Воронежской, Архангельской, Пензенской, Саратовской, Ставропольской и Астраханской, а также в Области Войска Донского. К этому времени относится основание секты молокан-субботников. Один из главарей духоборов, Семен Матвеев Уклейн, прославившийся как знаток Св. Писания и как красноречивый проповедник, познакомившись с учением через некоего Далматова, открыто выступил против своего тестя Иллариона Побирохина, главы духоборов, и основал свое собственное учение со значительной примесью иудейства. Ввиду трудности исполнения иудейских законов он не решился навязать эти правила всем вообще своим последователям, но более близкие ему стали строго соблюдать их. Его преемник Сундуков выступил на почве сближения с иудейством более решительно, чем и был вызван раскол среди молокан. Одна часть осталась верна прежнему молоканскому уставу, а другая часть приняла устав Сундукова и называется "молоканами-субботниками". — Первые официальные данные о жидовствующих относятся к концу 18 в. Донской казак Косяков, находясь на службе, принял в 1797 году евр. веру от тамошнего учителя Ж. Филиппа Донскова, а пo возвращении на Дон начал пропагандировать это вероучение. Позднее он совместно со своим братом обратились к наказному атаману войска Донского с ходатайством о дозволении им свободно исповедовать свою веру. Результат их ходатайства неизвестен, но сохранились сведения, что многие жители гор. Александрова, из купечества и мещанства, по субботам уклоняются от исполнения общественных повинностей. Составляя большинство населения, они были правительством освобождены от всяких работ по субботним дням (Варадинов, "Ист. М. В. Д.", 1863, VІІ, стр. 87). Но не везде администрация относилась так снисходительно к ним.
Дух критики церковных устоев, утвердившийся в новгородских и псковских землях после разгрома стригольников, породил новое движение — жидовствующих. О жидовствующих стало известно в правление митрополита Филиппа в 1470 году. Это движение началось с приезда в Новгород киевского князя Александра Олельковича, в свите которого были врачи-евреи, один из которых — Схария (Захария) в течение года имел беседы с малограмотными новгородскими священниками. В результате этих бесед многие новгородские иерархи стали подчеркивать преимущества Ветхого Завета над Новым, ссылаясь на слова Христа, что Он пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (Мф. 5.17). Постепенно под влиянием Ветхого Завета и иудаизма сформировалось их богословие. Они стали учить, что учение о Троице противоречит представлениям о Едином Боге, что Христос — не Бог, а только великий пророк. Отрицалось иконопочитание как идолопоклонство. Все это перемешивалось каббалистическими и астрологическими представлениями, которые были в новинку для верующих и поражали рационализмом и даже агностицизмом. На начальном этапе субботничество развивалось как типичное радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять библейские предписания (обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение в разных губерниях имело свои специфические особенности, и как свидетельствует синодский указ от 1825 г., «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой». Этим объясняется усилившееся, особенно со второй половины 19 в., стремление субботников заимствовать формы учения непосредственно у евреев. В начале 19 в. многие жители города Александрова на Кавказской линии (позже город Александровская Станция Ставропольской губернии) из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день (позже все население города было зачислено в Хоперский казачий полк). Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением. Когда в начале 19 в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. В Воронежской губернии в 1806 г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты (по официальным данным, в 1818 г. в Воронежской губернии было 503 субботника, в 1823 г. — 3771, в 1889 г. — 903). Обнаруженные в 1811 г. в Тульской губернии (Каширский уезд) СУББОТНИКИ заявили, что веру свою «содержат издревле». Еще в 1805 г. СУББОТНИКИ появились в Броницком уезде Московской губернии, в 1814 г. возникло дело о субботниках в Орловской губернии (в городе Елец община субботников существовала с 1801 г.), в 1818 г.– в Бессарабской губернии (город Бендеры). В 1820 г. решением кабинета министров пропагандисты из числа субботников города Бендеры были переселены в Кавказскую губернию, куда в том же году были высланы с семьями СУББОТНИКИ Екатеринослава.
САВЕЛИЙ ДУДАКОВ. ПАРАДОКСЫ И ПРИЧУДЫ ФИЛОСЕМИТИЗМА И АНТИСЕМИТИЗМА В РОССИИ. Очерки. МОСКВА 2000 Большие группы субботников, или иудействующих молокан, впервые были обнаружены властями на земле Войска Донского. В 1797 г. находящийся на кавказской линии в слободе Александровка донской казак Косяков принял "Моисеев закон" от местного учителя ("меламеда"?) Филиппа Донскова, а по возвращении на Дон к секте примкнул и его брат. Репрессии последовали немедленно, ибо в 1802 г. они уже "покаялись". Впоследствии выяснилось, что их покаяние было притворным; они даже обращались к наказному атаману Войска Донского с просьбой о свободном исповедовании своей веры и о соблюдении субботнего отдыха вместо воскресного. Как ни странно, но во времена Александра I ("Дней Александровых прекрасное начало") их просьба была уважена. В "деле" находится копия с указа кавказского губернского правления, в котором среди прочего утверждается, что "многие" (это слово в тексте выделено) жители города Александрова из купечества и мещанства "содержат Моисеев закон", уклоняются от общественных работ в субботние дни, и что субботников в городе больше, чем прочего населения. Руководитель елецких субботников Михайлов дал показания в том, что рожденный в православии, "от сей веры совершенно отступил"; он отрицает божественность Христа, не признает Богородицы и других христианских святых. 19 лет тому назад, по совету купца Шишова из г. Александрова, произвел обряд обрезания на Урюпинской ярмарке. Станица Урюпинская Хоперского округа, расположенная на левом берегу реки Хопер — крупный торговый центр, известный своими ярмарками и находящийся в центре движения "жидовствующих". Впоследствии из жидовствующих был полностью составлен Хоперский казачий полк на Кавказской линии. В 1818 г., при переселении духоборов из Архангельской губернии в Сибирь, среди иудействующих оказалось несколько семей: 10 мужчин и 11 женщин, которые, несмотря на давление светской и духовной власти, оставались непреклонны и просили разрешения поселиться в известном Александровском уезде вместе со своими единомышленниками. Правительство разрешило переселение.
Казаки Некрасовцы Казаки-некрасовцы (некрасовцы – староверы, бежавшие еще и от «никонианской ереси») - явление в истории совершенно уникальное. В течение более чем 250 лет они смогли сохранить уклад, традиции, костюмы и язык донского казачества накчала XVIII века. Игнат Некрасов был другом и сподвижником атамана Кондратия Булавина, поднявшего казаков Верхнего Дона и «новоприходцев» (беглых крестьян из Центральной России) на защиту вольностей и свобод против императора Петра Первого. После разгрома восстания гибели Булавина около восьми тысяч казаков под предводительством Некрасова ушло за турецкую границу на Кубань. Затем продвижение русских войск в Приазовье заставило некрасовцев в 1740 году с разрешения турецкого султана переселиться на Дунай, а в 1775 году большинство некрасовцев, или Игнат-казаков (как они стали называть себя после смерти Некрасова в 1737 году) выкупили земли вокруг озера Майнос в Азиатской Турции, где и жили замкнутой общиной свыше 250 лет, пока большая их часть не возвратилась в 1962 году в Советскую Россию (несколько сотен предпочли уехать в США и Канаду). Саничев Василий Порфирьевич последний атаман некрасовцев, избранным в 1955 году, несколько лет вел переговоры с правительством СССР через посольство Советского Союза в Турции о возвращении на историческую родину. С 1930 года учеба в турецких школах стала для казачьих детей обязательной, равно как для мужчин – служба в турецкой армии. 20 сентября 1962 года советский теплоход «Грузия» с 999 казаками на борту отплыл из Турции, которые поселились в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях, Грузии. За два с половиной столетия существования общины некрасовцы создали своеобразный свод законов – более 170 «заветов Игната», записанных в «Игнатову книгу». Заветы, как правило, отличались большой строгостью: «за измену войску расстреливать без суда», «за брак с иноверцами – смерть», «за убийство члена общины виновного закопать в землю», «публичная порка за непочтение к родителям», «закапывание в землю по шею неверной жены», и многое другое. Столь же суровы были религиозные предписания раскольников: «за богохульство расстреливать», «попа, не исполняющего волю круга, можно выгнать и даже убить как бунтовщика, еретика», «держаться старой веры». К женщине староверы относились с почтением: «муж, обижающий жену, наказывается кругом», «муж должен относиться к жене с уважением», «за изнасилование женщины бить плетьми до смерти». В Александровском районе «Некрасовцы» были поселены и живут поныне в п.Новокавказском, х.Всаднике, х.Среднем, х.Петровском, с.Саблинском.
|