Наблюдали ли вы как ребёнок ставит штампик со зверушкой, листиком, цветком? Видели какой у него взгляд и неподдельный интерес к результату действия? У него глаза горят! Это от того, что происходит чудо, момент волшебства. Был чистый листок, и - хлоп - рисунок! Это и есть эстамп (штамп, печать). А самым первым изображением был отпечаток руки человека на стене пещеры. Человек сделал это осознанно. Отсюда начало творчества, познание себя и мира вокруг, познание Бога. Осознание этого действия стало водоразделом между людьми и животными. Человек превратился в творца.
С 16-го века техника печати стала распространяться по миру. Просвещённый люд знает вершины достижений в этом искусстве, имена мастеровых и художников: Рембрандт, Дюрер, Хопфер, Ушаков, Коро, Милле, Матэ, Серов, Шишкин, Никиреев, Зорин.
Принципиально сложного в этом процессе (печатания) ничего нет - просто образуется слепок. Но в практическом плане - это многоступенчатая операция требующая специального оборудования: материал для матрицы, инструмент и химикаты при помощи которых на этом материале создаётся рисунок; специальная бумага; пресс; и наконец - мастерство художника.
Виды печатной графики ( эстампа ) многообразны - их название образовано от материала с которого печатают: линогравюра - с линолеума, ксилография - с дерева, литография - с камня. Такая разновидность эстампа как офорт, представляет собой не материал, а процесс - каким способом нанесли рисунок на матрицу. А используют при этом азотную кислоту ( по-французски она называется eau-forte -крепкая вода. Эта кислота разъедает металл там, где надо художнику. Потом художник в эти канавки втирает краску. Под прессом краска выдавливается из них и прилипает к бумаге, отпечатывается на ней. Получается оттиск, то есть эстамп.
Многие художники кислоту не используют. Они сразу рисуют на пластине твёрдой победитовой иглой. Отсюда и название техники - сухая игла, то есть без применения жидкостей. После того как матрица готова - наступает очередь пресса. Без офортного станка здесь не обойтись. Только его чудовищная сила способна выдавить из микроскопических царапин краску на бумагу. И это достигается сжатием бумаги и матрицы между двух тяжёлых металлических валов - они прогоняются в станке и на бумаге остаётся изображение. Остаётся то, ради чего художник потратил столько душевных и физических сил.
Так чем же привлекателен эстамп как разновидность графического искусства?
Художнику - это целина для творчества. Поднимая сукно после прокатки тяжёлого вала перед ним появляется живой рисунок, почти никогда не повторяющийся, так как эта техника позволяет добиваться различного сочетания тонов, яркостей, плотности фона. В офорте достижима передача глубины пространства, воздуха и света. Офортный лист - это авторское произведение, эксклюзивный экземпляр, единственный в своём роде ( не смотря на тираж ). Авторский оттиск - это ручная работа ( в отличии от копирования на ксероксе или принтере ). Он и подписывается характерным способом принятым не одно столетие назад - простым графитным карандашом указывается название, дата, техника, номер экземпляра/тираж, фамилия автора.
Для любителей эстампа привлекательно его удивительное свойство сочетаться с любым стилем, оживлять любой интерьер, быть "не лишним" на любой стене, быть органичным и в кабинете, и в гостиной, в детской и на кухне. Эстамп - относительно не дорогое произведение искусства. Он оживляет дом. Например, японцы, искушённые эстеты, со сменой времён года меняют в своих помещениях эстампы, добиваясь этим действием гармоничности внешней и внутренней жизни.
Итак, озарив дух человека, развившись в период расцвета технического прогресса, искусство печатной графики продолжает радовать человека наделённого чувством прекрасного своими возможностями, разгонять скуку, дарить художнику непередаваемое счастье творчества и соприкосновения с тайной рождения художественного образа.
С. Макеев.
Посмотреть другие работы С.Макеева можно на авторском сайте "ИЗОтека Макеева С.П."
|