Село Калиновское расположено в глубокой балке на берегу безымянной речушки, в 23 км от райцентра и в 7 км по бездорожью от знаменитого некогда тракта Санкт-Петербург - Георгиевск. Украшение села - один из старейших храмов Георгиевского благочиния, пятиглавый, двухпрестольный, с двухъярусной колокольней, освящённый в честь Святого великомученика Димитрия Солунского. История его во многом схожа с судьбами сотен таких же сельских храмов. С той лишь разницей, что Калиновский уцелел в эпоху воинствующего атеизма (точнее антитеизма, богоборчества), а другие - нет.
Церковь св. вмч. Димитрия Солунского в станице Калиновской Пятигорского уезда, основанной в 1779 г., была возведена в 1800 г. на средства прихожан. Тот храм и колокольня были деревянными, и престол был всего один. 20 сентября 1884 г. поверенные крестьяне села Калиновского (так переименовали бывшую станицу) Александровского уезда Ставропольской губернии Илья Букин, Петр Киевцев, Герасим Пайков обратились с прошением к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману о разрешении обществу селения «устроить на общественную сумму в шестьдесят пять тысяч рублей храм во имя Святого великомученика Димитрия». 15 марта 1887 г. сельским сходом 297 из 436 государственных крестьян с. Калиновского был вынесен приговор о постройке новой каменной церкви. А 31 марта того же года доверенный общества крестьян Максим Ермолаевич Ситников обратился к епископу Ставропольскому и Владикавказскому Владимиру с прошением о сооружении храма по проекту архитектора Вознесенского за 43000 рублей. Подрядчиком стал ставропольский купец 2-й гильдии Тимофей Егорович Ларионов. 16 августа 1887 г. состоялась закладка новой церкви рядом с уже существующей, с северной стороны, в церковной ограде. 25 сентября 1893 г. Свято-Димитриевская церковь с. Калиновского была освящена протоиереем Ставропольского кафедрального собора Александром Яковенковым. Она имела два престола: во имя св. вмч. Димитрия Солунского и в честь Сретения Господня. При храме числилось 300 десятин земли. Храм был переполнен богомольцами. Старожилы говорят, что в зимнее время из отдушин под куполами шёл пар. Калиновцы в округе славились своими чудными голосами, и богослужения украшали два больших хора. Очень любили свою церковь селяне и особо почитали великомученика Димитрия Солунского. В 2006 году исполнилось 1700 лет со дня смерти этого святого.Дивный страстотерпец Христов подвизался в конце IIIвека, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, сам был тайным христианином и научил вере своего единственного сына Димитрия. После смерти отца, по приказу императора Максимиана, Димитрий, отличавшийся благородством и мужеством, сам стал воеводой Солуни. Нечестивый император повелел ему истреблять в своём городе христиан. Однако святой Димитрий, напротив, дал солунским христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином. Конечно же, об этом было донесено царю. Возвращаясь с бывшей в то время войны, Максимиан заехал в Солунь. Убедившись, что святой Димитрий действительно христианин, император лишил его должности и заточил в темницу. В ней страстотерпец был заколот копьями, удостоившись мученического венца за исповедание веры Христовой. Тело святого было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане тайно похоронили его. При равноапостольном царе Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С XVII века при раке с мощами великомученика Димитрия началось чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем святой получил церковное наименование Мироточивого.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьём и мечом в руках, а также со свитком (в более поздних изображениях), на котором писали молитву святого Димитрия к Богу о спасении родной Солуни:«Господи, не погуби град и людей. Если град спасёшь и людей - с ними и я спасён буду, если погубишь - с ними и я погибну». В духовном опыте Русской Церкви почитание св. вмч. Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви великого князя Московского Димитрия Донского (1389). Молитвами своего небесного покровителя великий князь Димитрий одержал ряд побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368 и 1373 гг.), разгромил на реке Вожже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). Обо всех этих событиях, естественно, знали калиновцы, и любовь их к этому угоднику Божию была безгранична.
Но вот наступил 1918 год. Ветер революции подул и в Калиновском. В это время в храме служили два священника и диакон, настоятелем был отец Иоанн. Новая власть огнём и мечом наводила новые порядки, и в этих порядках не было места духовенству. Над священниками издевались и беспощадно уничтожали. Страшная участь ожидала и отца Иоанна. До наших дней дошли свидетель тогдашних прихожан храма. Они предупреждали батюшку об опасности, просили скрыться, на что священник отвечал: «Я плохого ничего никому не сделал, на всё воля Божия». Накануне своего дня Ангела, Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (9 октября н. ст.), отец Иоанн был зверски убит. Во время вечерней службы в храм ворвались вооружённые красноармейцы. Они и поволокли батюшку Иоанна, бросили в бричку и повезли на гумно, которое было недалеко от сельского кладбища. Там отца Иоанна подвергли страшным мукам - четвертовали, в рот насыпали земли, а затем обезглавили. Чтобы не было волнений среди населения, священника в наскоро сколоченном ящике похоронили на сельском кладбище. В апреле 1919 года нетленное тело священномученика было перенесено в ограду храма и православным чином погребено близ алтаря.
Мученический подвиг священника Иоанна воодушевил его последователей. В 1937 году безбожная власть постановила разрушить храм. Уже сбросили колокола, собрали к храму всех жителей села, и вдруг на паперть вышел настоятель отец Петр и пламенно обратился к собравшимся: «Братья и сестры! Я желаю повторить подвиг моего собрата, священномученика Иоанна, убитого в восемнадцатом году. Облейте меня керосином и здесь подожгите, но храм не разрушайте». После этих слов ломать церковь не решились. Евангелия в серебряных окладах, напрестольные кресты и другие церковные святыни тайно были положены прихожанами в улей и закопаны близ речки, а главные иконы - Святого великомученика Димитрия и Пресвятой Богородицы Троеручицы - спрятаны в одном из домов. Тем не менее, власти превратили храм в склад, а отца Петра и второго священника, отца Иоанна, арестовали и сослали в Сибирь, где они и скончались.
Но в 1943 году храм вновь был открыт, и на могиле священномученика Иоанна служились панихиды. Особенно почитал убиенного батюшку покойный протоиерей Иулиан Ковалёв, который долго служил в Калиновском храме. Позже он был переведён на приход в село Александровское, но, приезжая в Калиновское, он всегда сначала шёл на могилу мученика и припадал перед ней на колени. Батюшка со слезами говорил прихожанам: «Здесь похоронен мученик Христов. Молитесь о нём, он наш покровитель.». Приезжая на Богомолье в Свято-Димитриевский храм из села Северного, что в семи километрах от Калиновского, матушка Александра (Смирнова, бывшая насельницей Ставропольского женского монастыря до его закрытия) и другие верующие также прежде всего посещали могилу священномученика.
В июле 1997 года усердием прихожан Успенской церкви посёлка Горячеводского на ней было установлено надгробье. А в 2005 году, к празднику Святой Пасхи, на пожертвования мирян над могилой возведена часовня. Прихожане и паломники из других приходов иепархий, как и прежде, чтут память великомученика Димитрия Солунского и священномученика Иоанна, к их молитвенной помощи и предстательству перед Престолом Божим обращаются многие люди, живущие в городах и весях России и Ближнего Зарубежья.
В 2006 году в храме усилиями прихода были проведены работы по замене прохудившейся кровли. Теперь церковному зданию не грозит разрушение от воздействия атмосферных осадков. Но ремонтно-восстановительные работы продолжаются. Их цель - не только сохранить для потомков здание, признанное памятником истории и культуры местного значения,но и вернуть храму былое благолепие.
Иерей Олег ПАНАСЕНКО, настоятель храма
Нравится
|