Александровский ритм - Главная страница Рейтинг@Mail.ru
Среда, 01.01.2025
Нравится
Меню сайта
Категории раздела
Добавлен материал [42]
Новости [236]
Спорт [86]
Проиcшествия [446]
Культура [124]
Аптечка [5]
Объявления [56]
Статьи [11]
Мини-чат
Праздники России
Александровское
Главная » 2012 » Август » 11 » Любимой газете посвящается
Любимой газете посвящается
21:59

  Любимой газете "Александровская жизнь" посвящается 


Наш язык – величайшая сокровищница, мощное оружие которым ещё нужно научиться пользоваться! Перефразируя непопулярного сегодня, но вполне актуального, а главное – верного и последовательного в высказываниях В. И. Ленина, который сурово осуждал бесхребетность и неопределённость некоторых редакторов газет и журналов, можем сказать, что газета без серьёзной, вдумчивой работы, ответственности и четко выстроенной линии – вещь нелепая, несуразная, скандальная и вредная.

В своё время, изучая старейшую в крае уездную «Александровскую жизнь», неожиданно для себя открыла богатейшую историю района, людей, которые эту историю делали, которые жили, творили рядом с нами: И. Войтик, И Щетинин, В. Мельник и многие, многие другие, которым адресую низкий поклон и признательность за непримиримость к фразёрству, пустословию и словесной пачкотне. Благодаря им, удивительно метким стилистам, любителям и хранителям русского слова, разговоры о газете не перестают быть живыми и наполненными смысла. Что плохого в том, что жизни непростые и поучительные могут стать примером сегодняшним газетным деятелям, для которых сила слова, его действенность – не корысть и не карьера, а средство… 

В августе этого года «Александровской жизни» исполняется 94 года. Большинство из которых – бравурный марш победителя: в 1918г. – безграмотности, информационной тишины (радио появилось в 30-х годах), во времена НЭПа, Великой Отечественной войны – достоверности информации и так далее, и так далее. И, «мы не погибнем, если не дадим погубить себя отчаянию и фразе». Надеюсь, что через шесть лет, празднуя столетний юбилей любимой газеты, мы будем с благодарностью вспоминать тех, кто её до 100-летия довёл. С уважением, Е.С.

Языковая специфика современной газеты (на материале общественно-политической газеты Александровского района Ставропольского края "Александровская жизнь") // Концептуальные и лексико-грамматические исследования. - М.: ИЯ РАН, 2011. - 828 с. - С. 335-342. (Серия Филологический сборник". Вып. 11).
Е.В. Сычёва
Ставропольский государственный педагогический институт

Языковая специфика современной газеты (па материале общественно-политической газеты Александровского района Ставропольского края «Александровская жизнь»)

Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит , так и пишет ...
Б. Окуджава.

Журналистика - неотъемлемая часть социума, влияющая на восприятие и оценку окружающей действительности. В разное время специалистами разных направлений: лингвистики, социологии, психологии, философии и др., изучались особенность влияния СМИ на людей, общественные процессы, успешное (или не очень) манипулирование ими. Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Без ежедневного получения новостей из разных медиальных источников, жизнь сегодня немыслима. В связи с бурным развитием теле-, радио-. Интернет - СМИ, многие исследователи ставят под сомнение существование газетно- журнальных изданий, которые, конкурируя с аудиовизуальными средствами, обречены на исчезновение [4:7-9]. В нашей статье предпринята попытка показать (на материале районной газеты «Александровская жизнь» Ставропольского края), что исчезновение печатных изданий, возможно, произойдёт и произойдёт, скорее всею, не по причине бурного развития других источников информации. Газеты в перспективе смогут конкурировать только в содержании и качестве предлагаемых материалов.

Для русской культуры при создании публицистических текстов характерно использование языка художественной литературы, следовательно, требования к языку журналистики - явление традиционное и неоспоримое: «язык СМИ в лучших его образцах имеет исключительное влияние на литературный язык и культуру» [9]. В языке современной прессы смысловая, концептуальная, эмоциональная, оценочная, воздействующая, этическая, эстетическая функции оказались подверженными «различным свободам» (по И. А. Стернину). Журналист, создающий медиальные тексты, занят оригинальностью подачи самой информации, нежели её языковым оформлением. Язык СМИ формирует языковое сознание, моделирует смысловое поле адресата и «представляет собой самостоятельную чрезвычайно важную научную задачу» (по А.А. Леонтьеву). Как замечено исследователями (Федякин, 1988; Добросклонская, 2001; Желтухина, 2003 и др.) особенность публицистики заключается в формировании и развитии массового сознания, обусловившее его функции, позволяющее охарактеризовать психологическое состояние общества, а также прогнозировать его эволюцию

Воздействие языка средств массовой информации на жителя современного села - прежде всего, радио и телевидения, а также журнально-газетных изданий - во всем его жанровом разнообразии способствует формированию представления о нормативных аспектах русского языка. Целесообразно ли говорить о защите современного русского языка? «Нет, я думаю, что нуждается в коррекции языка подавляющее большинство российских граждан. Нуждается в значительно более высоком уровне культуры всё общество» [6:532].

СМИ, претендующие на «качество», а таковой является общественно-политическая газета Александровского района Ставропольского края «Александровская жизнь», ориентированы на политиков, представителей деловых кругов; в поле интересов газеты находится развитие событий в жизни населения, для которого газета издаётся: «Журналисты как основные участники и создатели медиа становятся своеобразными «агентами влияния», способствующими организации общественного мнения» [8:87], а также, интеллектуального развития потребителя информации. Поэтому, в качестве объекта исследования нами были избраны статьи различной тематической направленности, в которых, на наш взгляд, нашло подтверждение выдвинутое предположение: журналист, создающий медиальные тексты, занят оригинальностью подачи самой информации, нежели её языковым оформлением, что приводит к нарушению норм литературного языка Дефекты языка - есть дефекты мышления. Ленин, указывая на необходимость ясности выражений, находил, что при ясном мышлении - ясен и язык. Ю.Н. Караулов, замечал: «при анализе языковой личности в центре внимания всегда - интеллект». Язык - национальное самосознание народа, человек несёт ответственность за каждое слово, которое произнес, которое написал. Тем более, когда он имеет некоторый статус, обязывающий быть на виду, служить примером для подражания.

В нашей статье мы предлагаем рассмотреть несколько типов языковых (речевых) ошибок, которые достаточно часто встречаются на страницах газеты:

1. Нормативно-эстетические ошибки.
1) фонетические ошибки
2) лексические ошибки
2. Нормативно-языковые ошибки.
1) лексико-семантические ошибки
2) грамматические ошибки
3. Логические ошибки
4. Речевая агрессия

Нормативно-эстетические ошибки «это очень тонкие ошибки, осознаваемые преимущественно художниками слова, которые называют такие ошибки деликатно - шероховатостями».[2]
  1) фонетические ошибки
Случайная рифма. Её всегда сопровождает эффект комизма, она - индикатор «глухоты» пишущего: «за своих детей мы всегда спокойны и учительницей нашей очень довольны», «В роднике зимой вода порою тоже замерзает».
Зияние: «Но и о людях надо подумать»

  2) лексические ошибки
Анахронизмы лексические. Такие ошибки связаны с неуместным употреблением архаизмов в современной речи: «урны переполнены. Ветер разносит бумагу окрест. Жуткая картина»; «это в назидание, дабы другим неповадно было»; «В роднике зимой вода порою тоже замерзает».
Неудачное использование тропов. Неудачная образность при отсутствии объективного сходства породила такое сравнение «Дело возрождения казачества живёт, поэтому радостью светятся синие, в тон кокарде на фуражке, глаза атамана».

Неоправданное употребление заимствованных слов, наносит ущерб стилистике текста: «корректирую с родителями образовательные траектории их детей» неуместное употребление слов «корректирую» и «траектория» без учёта их значений привела к грубой лексической ошибке.
Канцелярский штамп по выражению К.И. Чуковского, который ввёл этот термин в научный обиход, является «болезнью речи», её «недугом». Употребление канцеляризмов в публицистике недопустимо: «Для всех присутствующих в зале он тоже приготовил сюрприз (говорится о том, что сюрприз приготовлен для присутствующих, а не о том, что он приготовлен конкретным человеком)»; «сотрудники центра соцобслуживания провели огромную работу по выявлению в поселениях района семей, действительно испытывающих финансовые трудности, узнали их потребности и запросы»; «все выступающие подчёркивали важность хорошего образования, возросшее внимание к школе на всех уровнях власти, приоритетность заботы о будущем».

Нормативно-языковые ошибки - это нарушения языковых норм, точнее норм литературного языка. Мы рассмотрим две разновидности подобных ошибок.

  1) лексико-семантические ошибки
Употребление слов без учёта их семантики. Неверное словоупотребление приводит к абсурдности: «Названые дало степное растение, которое невозможно извести (речь идёт о названии молодёжного казачьего движения «Типчак» - Е.С.), как не удалось уничтожить казачество». Типчак - пастбищно-кормовое растение из семейства злаков. «Изводить» его нет никакой необходимости.

К администрации села «Лесная поляна» Александровского района обратились жители с просьбой открыть на территории плодосовхоза кафе. Журналист пишет: «есть пустующее подсобное помещение». В Толковом словаре русского языка под редакцией С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой под «подсобным помещением» подразумевается «вспомогательный, предназначенный в помощь другому»[20:543]. В предложении можно было обойтись лексемой «пустующее».
«уютный внутренний дворик с ухоженными клумбами и журчанием каскада водопадов - всё производит впечатление стабильности и основательности». В толковом словаре читаем: «каскад - естественный или искусственный поток, низвергающийся уступами»[20:268). Сложно представить себе «внутренний дворик», в котором «журчит» каскад (низвергающихся!) водопадов, потому что, помимо неправильного толкования слова, о неуместности его применения говорит словообразование (дворик, постфикс -ик употреблён в уменьшительно-ласкательном значении - «маленький двор»), семантика лексемы «журчать» - «О воде: течением производить легкий монотонный шум» [20:196].

В статье, посвящённой Дню воспитателя, автор восхищается людьми, которые работают в детском саду: «Повару составили поваренную книгу, музыканту смастерили нотный стан.<...>У нас каждый - профессионал, отмечу лишь некоторых. Рабочий по текущему ремонту Ю. Лютов умеет всё: асфальт постелить<...>, смастерить шкафчик». Слово «смастерить» относится к разговорному типу русской речи [18], недопустимо использовать лексику, которая неудачно характеризует профессионализм человека.

Плеоназм - избыток, излишество. Ошибка, довольно часто встречающаяся на страницах районной газеты: «В обязанности старшей медсестры входит медицинское обслуживание...»; «Но и о людях надо подумать, создать им комфорт, и удобства»: «а заодно учились уважению и толерантности по отношению к другим национальностям».

  2) грамматические ошибки
Построение предложений с однородными членами.
попарное сочетание несопоставимых по смежности понятий: «У нас работают обаятельные люди с высшим образованием, неиссякаемым запасом терпения, хорошо владеющие навыками устной речи». Предложение перегружено канцеляризмами.

«Затем черноглазые и синеглазые брюнеты и блондины, девочки и мальчики, представители разных национальностей с гордостью рассказывали стихотворения поэтов своего народа». В погоне за «красивостью», автор не замечает грамматические ошибки, допускает лексические и пунктуационные недочёты.

Грамматико-стилистическая ошибка в предложении «Е. Забровская и С. Худякова физически развивают малышей (действие происходит в детском саду - Е.С.)» искажает его смысл, скорее всего, речь идет о физическом развитии, т.е., занятиях физкультурой.

«Но и о людях надо подумать, создать им комфорт и удобства» - необоснованное употребление глаголов. В качестве однородных членов они не образуют единого смыслового поля.

3. Логические ошибки
Амфиболия (двусмысленность). Самая распространённая логическая ошибка. Нередко возникновению двусмысленности способствует неудачное синтаксическое построение фразы, предложения: «В свободное время Маша любит рисовать, помогает маме в делах кулинарных. У неё много друзей, им никогда не бывает скучно вместе».
«С недавних пор, вдоль больших дорог (?! - Е.С.) нашего района, появились автобусные остановки с туалетами. Здесь можно спрятаться от дождя и солнца».
«Мама Саши отмечает хорошую предшкольную подготовку в «Рябинушке» (название детского сада - Е.С.), позволившую сыну побеждать в предметных олимпиадах в СОШ №1»
«Задержанных заставляют не только убирать за собой, но и следить за чистотой там, где они нагадили. Это в назидание, дабы другим неповадно было. Меры помогают<...>. Но и о людях надо подумать, создать им комфорт и удобства» - плеоназм, просторечие, немотивированный пропуск дополнения.

Следующие предложения мы отнесли к ошибкам логическим, потому что в них нет ни логики, ни смысла: «Поднимались для награждения и спускались в зал с цветами и грамотами педагоги»; «Завхоз Н. Сумина без нареканий выполняет административно-хозяйственную работу», «До этого С. Новиков побывал в гостях у пенсионеров от образования, оказал им материальную помощь»; «Ребята познакомились с медиапрезентацией о вековых традициях межнационального общения в политкультурном пространстве нашего края, об обычаях народов Кавказа, о неповторимой культуре и искусстве, сложившихся на этой почве».

4. Речевая агрессия
Форма речевого поведения, нацеленная на оскорбление, «причинение вреда человеку, группе людей, обществу»[2 1:460]. Такие ошибки достаточно часто встречаются в публицистических текстах:
«Задержанных заставляют не только убирать за собой, но и следить за чистотой там, где они нагадили». Употребление сниженной лексики носит оскорбительный характер.
В статье говорится о появившемся в детском саду два года назад клуба «Общение», в котором: «наши сотрудники делятся между собой секретами мастерства, углубляют знания этикета, научились заботиться о своём имидже. Теперь воспитанники видят только доброжелательных опрятных наставников ...и никаких разношенных тапочек!». Наклеивание ярлыков «и никаких разношенных тапочек!» - одна из разновидностей речевой агрессии. Экспрессивный синтаксис (восклицательный знак и многоточием выраженный эффект неожиданности), демонстрирует негативное отношение автора к героям информации.

В следующем примере, помимо ошибок пунктуационных, плеоназма, создаётся дискредитирующий образ нации: «русские ребята» без уважения и «не толерантно» относятся к представителям других национальностей: «Русские ребята удивлённо как бы заново знакомились со своими одноклассниками, а заодно учились уважению и толерантности по отношению к другим национальностям ».

На примере районной газеты мы проследили языковую специфику современных СМИ. К сожалению, ошибки часто встречаются не только на страницах газетно-журнальных изданий:- в радио -, теле-передачах (чего стоит социальная реклама Пенсионного фонда Российской Федерации: «Жена звонит мужу: - Тебе срочно надо увеличить...! - Что? - Как что? Пенсию!»). «Человек связывает слова в предложения по правилам, мотивированным социальной сущностью с позиций деонтической модальности: долга, чести, совести, морали, права, закона. Эти «этические максимы» имеют вес только в условиях наличия «другого» человека и объективируются в межличностных отношениях, т. е. в социальном контексте»[5:242], сегодня есть смысл говорить не о языке, как таковом, а о его носителях, которые небрежно и безответственно используют его. «В языке, наряду с закреплением результатов познавательной деятельности, получают выражение различные переживания и состояния субъекта, его отношение к окружающему, к другим людям и самому себе»[5:242]. Язык СМИ - зеркальное отражение состояния общества. «В тоталитарные времена язык засушили, ему недоставало животворной влаги, теперь - перенасытили ею. Лишняя - уйдёт» [6:532]. Как скоро это случится, зависит от профессионализма и ответственности тех, кто работает со словом.


Библиография
1. Алимурадов О.А., Хасуева М.Х. Сущность явления суггестии в медиа- дискурсе и основные факторы успешности данного процесса. Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения отделения РАЛК // Под ред. Проф. Г.П. Манаенко. Выпуск 8. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010.
2. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/textl 6/034.htm
3. Волков Ю. Г., Добренькое В. П., Нечипуренко В. Н. Социология [Текст]. М., 2000.
4. Волков А., Пугачёва М., Ярмолюк С. Предисловие // Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов [Текст]. М., 2000
5. Воркачёв С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования [Текст] : [монография] / Вол ГУ; под общ. ред. проф. С. Г. Воркачева. - Волгоград: ВолГУ, 2007.
6. Земская Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. [Текст] - М.: Языки славянской культуры, 2004.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст]. М., 1987;6-е изд. М.: Издательство ЛКИ /URSS. 2007.
8. Манаенко Г.Н. Осложненное предложение в языке и речи: Очерки по теории и методологии исследования [Текст]. - Ставрополь: Изд. - во СГУ, 2006.
9. Солганик Г.Я. О языке и стиле газеты [Электронный ресурс] // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Уч. пособие. Отв. ред. д. ф. н., проф. Володина М.Н. - М.: Изд-во МГУ, 2003. Режим доступа: http:evartist.narod.ru
Материалы

1. Бобровский А. Чисто там, где не мусорят. // Александровская жизнь. 4.12.2010.
2. Можная Н. День национальных культур // Александровская жизнь 30.04.2010
3. Можная Н. Атамана на четвёртый срок // Александровская жизнь 1.12.2010.
4. Можная Н. Самая первая // Александровская жизнь 5.09.2011.
5. Можная Н. В гостях у детворы // Александровская жизнь 24.09.201 1.
6. Можная Н. Прозвенел первый звонок // Александровская жизнь .23.09.201 1.
7. .Можная Н Чествование лучших // Александровская жизнь 12.10.201 1:
8. .Можная Н Пенсионный фонд приглашает // Александровская жизнь 12.10.2011.
9. Можная Н. Прозвенел первый звонок // Александровская жизнь .23.09.2011.
10. Шубная Л. Совместимы только творчество и труд. 1.1 0.201 1.
11. Шубная Л. С надеждой на лучшее. 12.10.201 1.

Словари
1. Ефремова Т.Ф Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный (онлайн версия).Электронный ресурс Режим доступа http://www.classes.ru/all-russian/riissian-dictionary-Dal.htin
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - 4-е издание., дополненное. - М.:000 «Издательство ЭЛИПС», 2003.
3. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты/Под. Ред. А.П. Сковородникова. - 2-е изд. - М.: Флин та : Наука, 2009.


 Е. Сычёва



Категория: Новости | Просмотров: 2875 | Добавил: Виктор | Теги: Е.В.Сычёва, газета Александровская жизнь | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Молитва иконе Никифора и Геннадия (часовня)
СОСЕДИ
  • Пригород (г.Невинномысск)
  • Елена Жукова.Творчество
  • станица Бекешевская
  • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • Независимый форум Александровского района
  • ИЗОтека Макеева С.П.
  • сайт с.Северное
  • ШКОЛЫ
  • литературная гостиная Л. Шубная рок-группа ПАРАБЕЛЛУМ Л.Шубная Владимир Гревцев И.Кашпуров Мотобол стихи Гревцевых художник интересно и познавательно барды бард ЯШКА ЦЫГАН В. Бравков МОТОКРОСС Рок-Группа Безумное Чаепитие авиамоделист Ю.БАРАНОВ рок-группа БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ народный ансамбль Колос бард Ю.Иватько александровские столбы александровы столпы авиамоделист футбол Культура происшествия Александр Таран Алексанлровская крепость земляки Районные сельские спортивные игры Н.Савин интересное в законодательстве В.Кравцов история Александровского уезда Александровская ДМШ охота и рыбалка аптечка Александровский ритм рок-фест Стальные рифы TV вещание Авто ГАИ спорт Болеть теперь стало выгоднее Валентина Неумывакина алмаз фотограф Е.ТИТОВ Факел мемориал памяти День победы Путешествие по дну Сарматского моря документальное кино день села Александровское история села с.Калиновское В.Н.Давыдов колос Н. Осенняя А.Шарипова Н.Жданов природа 1971 Православие церковь ралли шелковый путь Отец Вадим с. Александровское александровская миля священник Вадим Артур Михайлов бард В.ЗАРИПОВ Религия Иван Шульга история села Александровского Проиcшествие Н. Жданов авторское право дтп Касим Мельзетдинов пейнтбол 9 мая Кадеты бард В.ВАТУМСКИЙ Ватумский видеоролики внимание розыск видео cеминар Ивчик Александр 9 Мая - День Победы прокуратура информирует эфирное цифровое вещание авто звук авто тюнинг ГИБДД дтп с участием бензовоза водопад площадь храм Александра Невского Fata Morgana велопробег
    ПОМОЩЬ САЙТУ
    WebMoney
    Статистика
    free counters

    Rambler's Top100

    Рейтинг@Mail.ru


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Cегодня были:
    Copyright MyCorp © 2025
    Сайт создан в системе uCoz