В этой бескрайней, открытой всем ветрам и ураганам степи, хорошо чувствуют лишь серые от пыли ковыли да верблюжья ко лючка.И не случайно, "ИКИ-БУРУЛ" на калмыцком языке означает "большой , серый".Живут здесь разные люди: калмыки, русские, украинцы, чеченцы, армяне, дагестанцы.Но Ёситэру Накагава знает, что в Ики-Бурульском районе, да и во всей Калмыкии японец он один.Почти полвека назад судьба занесла его в эти края и он нисколько не жалеет, что его жизненная линия сложилась именно так. По происхождению он из крестьян, но по духу самурай. Хотя каста самураев к тому времени была упразднена,но в стране. где усиленно насаждался культ силы, культ превосходства, духом самурайства было пропитано всё общество. Родился он в префектуре Ямагата на острове Хоккайдо.Маленький Садао (его второе имя) никогда не думал, что почти вся его взрослая жизнь пройдет среди русских. Отец его не имел собственной земли, промышлял лицедейством, знал много стихов и песен.Мог по памяти часами декламировать "Книгу пяти колец" Миямото Мусаси.Но это не приносило больших доходов. И семья отправилась на Сахалин.В те времена половина острова принадлежала Японии и они его активно заселяли.Семье Накагавы дали надел земли и они стали сеять на ней пшеницу, другие злаки и выращиать овощи. Из раннего детства Ёситэру помнит как по рекам и речкам шли на нерест огромные косяки красной рыбы, как ловили её и солили в огромных деревянных бочках. А ещё делали из неё ценное удобрение ТУК. В школу Садао пошел с большим желанием.Ещё бы! Там не только учили иероглифы, но и знакомили с боевыми искуствами. Уже с первого класса Садао-Ёситэру решил, что он будет не крестьянином как отец,а самураем. А пока после занятий в школе он шел в поле помогать родителям. Жизнь переселенцев не была легкой.Чтобы свести концы с концами трудились всем семейством от зари до зари. В старших классах Ёситэру намного превзошел в физических упражнениях и был победителем многих спортивных состязаний. Это не мешало ему преуспевать в науках. Он запросто цитировал понравившиеся ему мысли из знаменитого произведения самурая Ямомото Цунэтомо "Собрание изречений мастера Хагакурэ":"Не добиться своей цели и продолжать жить - это трусость !" Не одну ночь юный Ёситэру посвятил изучению правил и посланий японских воинов-самураев Ходзё Сигэтоки, Сиба Ёсимаса, Имагава Садаё,Асакура Тосикагэ, Дайдодзи Юдланда и многих других.Но особо его пленила работа Миямото Мусаси "Книга пяти колец". Обычно этот философский трактат молодые люди, чей жизненный путь не велик, не принимают близко к сердцу. Действительно, кто в постоянно воюющей стране будет сравнивать Путь воина и Путь крестьянина или строителя? Хотя сословие самураев давно отменили в стране витал дух самурайства, насаждался культ превосходства и силы. Самураем теперь мог стать каждый кем бы ты не был по происхождению крестьянином, строителем или торговцем. У новых самураев был один хозяин- император. Но Ёситэру в этом произведении увидел нечто большее.Понять и оценить всю глубину философской мысли помог отец-бывший лицедей. Правда случилось это десять лет спустя и можно сказать уже в другой жизни. После окончания учебного заведения Ёситэру пошел добровольцем на службу в армию. Вначале была летная школа, которую он окончил с отличием. Потом служба на боевом авианосце. Воевал Ёситэру не хуже прославленых асов. Противники- янки брали количеством, а самурайские асы дерзостью и отвагой. Ёситэру не помнит сколько сделал боевых вылетов, сколько раз рисковал жизнью или находился на волосок от смерти. За неполный год он сбил 17 вражеских самолетов. Но вот в войну вступили русские. Его перебросили защищать Сахалин. Тут Ёситэру не повезло.Его сбили в первом же бою.Контуженный, он из последних сил достал нож и как истинный самурай сделал себе сэппуку. Но русские хирурги спасли безумца.Он долго лечился в русском военном госпитале. Родители и сестры, которые ещё жили на Сахалине, помогли ему встать на ноги. Но вскоре их депортировали назад в Японию. А самому Ёситэре как военнопленному предстояло ещё долго восстанавливать разрушенное. Через несколько лет он как и многие другие военнопленные-японцы может бы и вернулся назад в Японию, но в жизни Ёситэру появилась русская девушка Таня. К этому времени он уже не был как раньше оголтелым самураем, не испытывал ненависти к победителям.У него стало меняться представление о жизни. Его не унижали как военнопленного, не били. Вокруг все люди работали и не было социального неравенства.Человека оценивали не по его происхождению,знатности, богатству, а по его труду, по отношению к людям и поведению в обществе. Но самое главное по выходным вечерами им показывали русское кино. "Волга,Волга", "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки" и многие, многие другие.Во время просмотра одного из таких фильмов они с Татьяной и познакомились, а потом и подружились. Русское кино, наши старые довоенные и послевоенные фильмы всколыхнули душу бывшего воина, в его сознании произошла как сейчас говорят переоценка ценностей.Через кинематограф, общение с русскими Ёситэру впитывал великую русскую культуру. Настало время, все его бывшие сослуживцы военнопленные уехали домой, а он остался. Сначала молодые Ёситэру и Татьяна жили на Сахалине, потом переехали в Хабаровск, откуда Татьяна была родом. Их не страшили трудности, бытовые неувязки, а порой и людская зависть. Жили они дружно, меж собой не ругались. Боги подарили им детей: сына и дочку. Два десятилетия пролетело как один миг. Судьба приготовила Ёситэру ещё одно испытание. Умерла жена Татьяна. Пережить такое на месте, где всё напоминало о её присутствии, Ёсирэру не смог. Он оставил детей родителям Тани, а сам поехал как говорят русские куда глаза глядят. Русских букв он не знал, читать и писать по русски так и не научился. Но в совершенстве освоил ценную в те годы профессию: механизатор. Знал и умел обращаться с любой техникой. Будь то простой трактор, бульдозер, скрейпер, а при случае мог заменить и сварщика. В Узбекистане Ёситэру рыл арыки на поливных землях, в Дагестане строил дамбы и ирригационные каналы. В 1967 году судьба забросила его в поселок Южный Калмыцкой АССР. Собственно поселка тут никакого не было, так несколько строений.Мелиораторы вдохнули в него новую жизнь.Здесь на границе Ставрополья И Калмыкии в балке Чограй намечалось сооружение огромной плотины.Надо отметить, что Чограйское водохранилице- это завершающий этап громадной ирригационной системы, начало которой у знаменитого Каменного брода на Кубани возле станицы Усть-Джегута. Отсюда гидростроители прорыли канал длиною 159 километров до истока маленькой ставропольской речки Калаус,которая была полноводной разве только что ранней весной во время таяния снегов.А потом терялась среди бурунов Черных земель.Каналостроители подарили маленькой степной речки новую жизнь.Она стала полноводной, а её вода прежде горько-соленая от множества близлежащих солончаков пригодной для питья и орошения полей. На сооружении плотины Ёситэру работал на скрепере, на бульдозере, и даже на виброкатке.Он строил плотину от первых колышков и до победной ленточки. А после много лет участвовал в её эксплуатации. Начальство его ценило. Он никогда не пьянствовал на рабочем месте, всегда добросовестно выполнял порученное ему дело. У него куча Почетных грамот от властей.Много лет он жил в простом полевом вагончика без всяких бытовых удобств. Здесь никто не знал его настоящего имени, а звали просто дядя Саша. Ему нравились калмыки-основная масса жителей поселка. У них он учился жить в суровых условиях знойной степи. А добрые и приветливые отношения между людьми разных национальностей вселяли в его душу спокойствие и уверенность в будущем. Ёситэру обожали все незамужние женщины поселка. А он целых 20 лет после смерти Татьяны сторонился женского пола.Хотя в последние годы тайно поглядывал на замужнюю Любовь Григорьевну.Она чем-то напоминала ему его первую жену Татьяну. Невысокого роста,шустрая, подвижная, добродушная. Не от хорошей жизни приехала Люба сюда в забытый богом и людьми степной уголок из благодатного Краснодарского края.Было у неё трое детей, а четвертого она носила под сердцем. На переезд решилась с одной лишь целью: отвадить мужа-пьяницу от друзей-собутыльников. Хотя в стране действовал горбачевский сухой закон, но они всегда находили выпивку. На новом месте всё оставалось по старому. Отвадить от пьянки мужа так и не удалось. Однажды он где-то урвал два ящика лосьёна для бритья, но всё одолет не смог, умер. Целый год дядя Саша оказывал Любе знаки внимания. Не смущала разница в возрасте: 22 года. А когда прошла годовщина со дня смерти мужа, они сошлись. Завели хозяство: кур, гусей, поросят, растили детей.Ютились в старой ветхой хибаре. Дядя Саша никогда не выпрашивал для себя никаких благ. Но однажды старательного и исполнительного работника заметил глава республики Калмыкия Кирсан Николаевич Илюмжинов. Он помог ему справить новоселье в новом благоустроенном доме с местом для сада и огорода. Надо отдать должное это не единичный случай.Руководство Калмыкии ветеранам труда и войны уделяет особое внимание.Родители моей жены 60 лет прожили в поселке Оргакин этого же Ики-Бурульского района.В конце 90-х у них случился пожар.Сгорели все хозяйственные постройки.Приехал глава районной администрации Сергей Хакиевич Базыров.Нашел средства и совхозные строители построили новый просторный сарай.Тогда я подумал: в нашем Ставропольском крае такое трудно представить.Скорее нашли бы тысячу причин этого не делать. Сергей Хакиевич оказал помощь нашей семье, когда мы надумали перевезти родителей к себе на Ставрополье. НО что меня особенно удивляло это то, что он не забыл о дедушке и бабушке уже после их переезда на Ставрополье.Поздравлял с круглыми датами, дедушку как ветерана войны кажный год приглашал на День Победы. С Ёситэру Накагава Сергей Хакиевич знаком давно, ещё с тех пор как он строил Чограйскую плотину, отмечал его трудолюбие и мастерство, ценил его человеческие качества: ответственность и неконфликтность. И кто его знает, может быть благодаря таким людям как Ёситэру Накагава и стоит вот уже более 40 лет Чограйская плотина. Напомню, что длина её около десяти километров.А сама она способна вместить 700 милионов кубометров кубанской вода. Благодаря Чограю, её живительной влаге остановились буруны в южной Калмыкии и эти места стали пригодны для жизни. От себя добавлю: климат тут суров, но люди добрее, умеют оценить и мастерство, и талант. Неслучайно в Ики-Буруле, в этом небольшим по численности населения районном центре уже четвертое десятилетие действует хореографический и танцевальный коллектив "Торга", по русски значит "Жаворонок".Их выступления слушали не только в соседних областях на Ставрополье и в Ростове, но и за границей.Самодеятельные артисты ездили на конкурсы в Финляндию, в Италию и ряд других стран.Однажды на День Победы довелось и мне увидеть выступление этого коллектива.Мне трудно было поверить, что все артисты не профессионалы, а любители.Но большей неожиданностью было то, что Александр Накагава любит этот коллктив и, если они приезжают в поселок Южный, всегда присутствует на их концертах.
С годами стал забывать дядя Саша Накагава свои японские корни, язык, значение многих иероглифов, но привычки остались.Он всегда помнил, что Путь строителя по мыслям мудреца Миямото Мусаси ничуть не хуже Пути воина и шел он по нему достойно. Даже когда будучи на пенсии подрабатывал сторожем он мог сидеть на берегу с удочкой без всякого ущерба для процесса охраны, но не делал этого. А брался за удочку только после смены. Все жители поселка и калмыки , и русские, и дагестанцы уважают его. Да и сам он по говору, по образу мышления ничем от них не отличается, разве что по внешниму виду. Но чтобы угадать в нём японца нужно иметь богатое воображение. Так бы и закончил свой жизненый путь бывший самурай, а ныне просто уважаемый человек, ветеран труда дядя Саша Накагава, да случилось неожиданное, но приятное событие. В канун его 80-летия к нему в гости из далёкой Японии приехала его родная сестра Тоёка. Они не виделись и не переписывались почти 60 лет. Дядя Саша несказанно обрадовался приезду сестры, но удивился: как она узнала его адрес? Он давно забыл как прошлой осенью к нему домой в поселок Южный приезжали хорошо одетые и очень вежливые молодые люди. Говорили они по японски, но он не понимал и половины сказанных ими слов. Они взяли у него анализы крови и спросили: хочет ли он переехать жить в Японию? Он тогда ответил, что ему и тут хорошо и он никуда не собирается переезжать. Эти молодые люди действовали в рамках государственной программы по реабилитации своих соплеменников, живущих за пределами Японии. Они же на основании анализав ДНК нашли японских родственников дяди Саши и организовали бесплатную поездку его сестры в Калмыкию. Действовали японцы вежливо, но напористо.Ещё до приезда сестры дяди Саши они через посольство Японии в России направили письмо министру здравохранения республики Калмыкии,где говорили о месте и дате рождения Ёситэру Накагава, о его сестрах и брате, проживающих на острове Хоккайдо, и просили оказать содействие японской стороне по возвращению данного человека в Японию. В частности, в письме говорилось: "Накагава Ёситэру с давних пор лично выражал желание вернуться в Японию.Правительство Японии готово финансировать его временное возвращение в Японию, включая расходы на поездку одного сопровождающего лица". Японцы лукавили: никому и никогда Дядя Саша не говорил о желании уехать в Японию. Но не в этом дело, о факте подтверждения личности Накагава Ёситэру японцы сообщили в средства массовой информации с тайным умыслом: если будет какое-нибудь противодействие властей, подключить прессу. Письмо это наделало много шума в разных кабинетах республики, но никто здесь и не думал чинить данному проекту препятствия.
Сестра уговорила брата съездить в Японию и проведать всех своих многочисленных родственников. Дальний перелёт Элиста-Москва-Южно-Сахалинск-Саппоро дядя Саша перенёс на удивление окружающих легко. Сам же он отметил: небо такое как и раньше бескрайнее, а самолеты большие и красивые.Из близких родственников у дяди Саши кроме Тоёки было ещё пять младших сестёр и брат Ёсио. Два других брата умерли в детстве.Их мама ушла из жизни 12 лет назад. Все родственники принимали дядю Сашу радушно, угощали, распращивали о его жизни. Он думал, что его будут осуждать, что не побил врага и остался жить, но этого не случилось. Его родственников волновали совсем другие дела и проблемы. Он также заметил, что едят и пьют они не так, как привык он. Во время одного из застолий ему надоело смотреть как они разливают своё сакэ по маленьким мензуркам, взял большой стакан, налил себе половину и выпил. Ну чего там чирикаться с мензурками. В програме поездки были не только встречи с родственниками, но и экскурсии по достопримечательным местам острова Хоккайдо. В пути дядю Сашу сопровождал Валерий Нара президент общественной организации "Сахалин-Хоккайдо". Было интересно, увлекательно, но дядю Сашу неотступно преследовала мысль, что это не его сторона. а что-то далекое и загадочное. Его душа там, в бескрайней ковыльной дали у большого степного озера Чограй. В таких случаях русские говорят: в гостях хорошо, а дома лучше. И он вернулся назад в свой степной уголок, где дожди большая редкость, а воздух навечно пропитан запахом полыни. С этого момента у дяди Саши Накагава началась звездная жизнь. О нём писали местные, республиканские и общероссийские газеты. Приезжали телевизионщики. Для пущей наглядности они подарили ему самурайский меч-катану. Он и сейчас висит у него над диваном.Ничего другого, чтобы напоминало о его самурайском прошлом, в доме никогда не было.Дяде Саше непонятен ажиотаж вокруг его имени. С Любовь Григорьевной они простые люди. Совместно живут вот уже 28-й год. Дети выросли, разъехались. В поселке осталась только младшая дочь. Она замужем, есть внуки. Его вторая поездка в Японию чисто показательная: старый самурай перед вечностью едет на Родину посмотреть на цветущую ветку сакуры. Дерево это да ещё в цвету- символ страны восходящего солнца. В Японии бесчисленное множество картин, фресок, и рисунков самураев созерцающих цветущую сакуру. В время этой второй поездки все родственники просили его остаться. Правительство предлагало ему пессион и жильё. Он отказался. Так и живет. Правда появилась в характере и повадках некая важность. Однажды приехала к нему в поселок киношная группа с НТВ. Посмотрел на них дядя Саша и говорит: -Я вас сегодня принять не могу! Приезжайте завтра. Делать нечего, вернулись энтевешники назад в Элисту в гостинницу. А это больше сотни километров по ухабистой степной дороге.Сами догадались или им кто-то подсказал: с пустыми руками к дяде Саше лучше не ездить. Впрочем заморские подарки его не очень-то волнуют.Для него больше радости, когда зять- муж младшей дочери поймает и принесёт им сома или щуку. Это для приезжих гостей он изображает самурая, но сам знает, что самурай Ёситэру Накагава погиб в августе 1945 года, тогда же родился новый человек Александр Накагава,избравший путь строителя, никогда от него не отступивший и пропитанный крепким степным русско-калмыцким духом.
Иван Шульга, садовник
|