Светлой памяти Алексею Петровичу Коновалову, человеку c большой буквы.
Скажу честно, я никогда серьёзно не занимался краеведением, хотя изрядно покопался в архивах и подготовил по этой теме целый ряд статей и книгу по истории строительства оросительных систем и каналов на Ставрополье « И породнится ВОЛГА с КУБАНЬЮ». Всегда считал, что у нас есть люди, которые знают историю нашего села лучше меня.Но после ухода из жизни Марии Ильиничны Князевой, замечательного краеведа, и Алексея Петровича Коновалова, весьма эрудированного человека, понял таковых не осталось.Именно рассказы Алексея Петровича помогли мне сделать определенные выводы и понять как плохо мы знаем историю родного села.
Людей, которые сейчас у нас занимаются краеведением, к этому делу нельзя подпускать на пушечный выстрел. Судите сами. Есть в Петербурге Лиговский проспект, знаменитая Лиговка, гордость Одессы - Молдованка, в Ставрополе есть Осетинка.У нас в селе имеется экзотический микрорайон Лягушинка. Но наши горе-краеведы гору Лягушка зовут Лягушинкой…В Севастополе есть знаменитый Малахов курган .В 44-м его штурмовал мой дед Илья Евграфович Чечель и был тяжело контужен. Если бы я в пору своего отрочества, когда дед был ещё живой, попросил его рассказать как он штурмовал Малаховский курган.Уверен, дед огрел бы меня костылем. А у нас ничего. Кисилев курган называют кисилевским … На полпути от села Александровского до Калиновского стоит каменный мост. Его у нас называют Суворовским. На самом деле знаменитый наш полководец А.В.Суворов к этому мосту не имеет никакого отношения. Его полки у нас не маршировали. Да в 1779 году он был в Александровской крепости в качестве инспектора Верховного Правителя России Григория Потемкина. А мост построили через 120 лет после этого события. Потому что в известном историческом путеводителе Прозрителева « Ставропольская губерния», изданного в 1895 году, написано: мост через речку Терновку деревянный…Как же , возмутитесь вы, об этом написал известный поэт! Ну написал, наверное не знал. Вон группа «Любе» поёт :»Екатерина ты была не права». И никто не спорит, все знают, что Аляску передали американцам в аренду на сто лет в 1867 году при Александре Втором…
Полон всяческого маразма и целого ряда ляпов выпущенный в 2010 году в бытность главой райадминистрации некоего Игоря Журавлева «Фильм об Александровском». По нему оказывается длина нашего села сорок (!) километров, пятнистые олени, что к нам завезены родом… из Японии, у нас есть мифические пещеры, где были склады оружия и прятались целые отряды партизан. Какая всё-таки у людей богатая фантазия. В пещерах на Каменных сараях трудно спрятаться и одному человеку. Но верх маразма это утверждение, что к каменным столбам на окраине села причастен Александр Македонский. А ещё это мифическое Сарматское море на дне которого мы якобы живем.
Наши районные власти объявили наше село зоной туризма, а показывать по большому счету и нечего, ничто не доведено до ума.Для постороннего человека совсем непонятно, чем интересны груды камней напоминающия черепаху, дракона, лягушку. На Прикалаусских высотах при хорошем воображении и не такое можно увидеть. Никто не увязывает вопросы туризма с краеведением, с историческими памятниками, с техническими достижениями.Идут разговоры, что построят какую-то экологическую деревню. Ума не приложу: как можно строить экологические объекты без экологов? Как я понимаю, в такой деревне должны производить что-то экологически чистое , разрабатывать и внедрять соответствующие технологии, альтернативные источники энергии, показывать примеры бережного отношения к природе.Можно , конечно, в какой-нибудь роще построить очередную забегаловку типа «Водопада желаний» , а вот серьезный экологический проект нуждается в детальной разработке и инициативных людях.А между тем история нашего района богата историческими памятниками,экологическое положение идеально для совершенствования. Нам есть чем гордиться, что показывать и о чем рассказывать туристам и всем желающим.У нас самый длинный в крае семикилометровый тоннель, три огромных дюкера. Участок БСК, проходящий через наш район, не имеет аналогов в мире.На сильнопересеченной местности, на просадочных грунтах каналы строят очень редко.На территории района есть водохранилище объёмом более 80 миллионов кубов воды, которое дает питьевую кубанскую воду трем районам края.В наших лесных массивах и вокруг них произрастает половина лекарственных растений, занесенных в Красную книгу Ставрополья. Мы географической центр края, через нас проходят все дороги с севера на юг, с запада на восток. На территории района есть памятники катакомбной и майкопской культур. У нас раскопан ( потому что находился на трассе БСК) уникальный курган скифского царя. Ввиду того, что он разграблен ещё в древности и могила не сохранилась, археологи только предполагают, что это было захоронение скифского царя покорителя всего Ближнего Востока легендарного Мадия. А нам кто запрещает утверждать , что Мадий похоронен именно у нас?Хотя бы рассказывать туристам о предположениях археологов. Других столь масштабных захоронений того времени (620 год до рождения Христа) на всем пути движения скифского войска из Передней Азии (как тогда говорили) в Скифию нет. От мест , где сейчас находится Турция, веками дорога проходила вдоль Черного моря, затем через перевал до каменного брода ( город Усть Джегута) на Кубани и далее в наши степи. В те древние времена на территории района находился скифский опорный пункт, так называемая Татарская крепость (Тамузловский лес, район Алимовой будки).
Отметились жительством на территории района аланы, черные болгары, ногайцы.Последними перед приходом русских этой территорией владели калмыки (С 1630 по 1770 годы). В январе 1771 года калмыцкий хан Убаши увел основную массу калмыков ( 28 тысяч кибиток )в Тибет, где они живут и сейчас.Смею утверждать, что летняя ставка хана Убаши находилась на горе Главная.Очень удобное место, там есть родники , что очень важно при осаде. С Главной хорошо видны Стрижамент, Брык, Бештау. Калмыки воевали с ногайцами и черкесами. Вместе с русскими усмиряли кабардинцев. У горы Бештау они держали « исн туков», по нашему «девять знамен» то есть девять тысяч воинов, чтобы черкесы не объединились с кабардинцами. После на этом месте русские казаки поставили станицу Ессентукскую.Калмыки скотоводы-кочевники осенью и зимой они двигались в сторону Черных земель, а в середине лета в месяц ТУМУЗ ( июль по древнему тюрскому календарю) , когда степи выгорали, они располагались на Прикалаусских высотах. На первых картах русских картографов наша главная в районе речка так и называлась: Большой Тумузлов, а Малый Тумузлов вытекал из Дубовского леса. Русские поселенцы не сразу освоили долину Большого Тумузлова. Здесь был густой, непроходимый лес. А дорога из Александровской крепости в Северскую проходила через речку Терновка и только перед самой Калиновкой поворачивала влево. После 1822 года, когда казаков Александровской крепости перевели в Ессентукскую, сюда пришли переселенцы из центральных районов России. Они основали хутор Тамузлов. А уж чиновники, когда на этом месте выросло село, назвали его Томузловское. Но местные старожилы и сейчас говорят: « Поехал на Тамузлов»
Гору, которая разполагалась за речкой Большой Тумузлов, калмыки называли Толга. В переводе на русский это означает Главная гора. Название закрепилось в русской транскрипции. . Но вместе с этим рядом с горой появилось урочище Долгое. Сравните Толга-Долгое.Несколько лет назад глава сельской администрации села Северного Владимир Федорович Лисянский организовал очистку родников, вытекающих из окрестных лесков. Из родника на горе Главная они извлекли большую массу шерсти.Забить ею родник могли только калмыки перед уходом в дальние края. Другого объяснения я не нахожу.
После детального изучения ряда документов, мною выявлено ряд несоответствий, по которым можно сделать следующие выводы. Нашу Александровскую крепость основали казаки второго Волжского полка , но начали копать ров вокруг укрепления хоперцы, потому что они первыми прибыли в эти края. Приехало начальство и хоперцев отправили дальше.Полковник Шульц не был казаком и не командиром казачьего полка.Он возглавлял батальон Владимирских драгун, которые сопровождали волжских казаков на новое поселение. Дело в том, что несколько лет назад их сюда уже переселяли. Но они отсюда сбежали и участвовали в пугачевском бунте. Располагалась наша крепость там, где сейчас стоят типография и стоматологическая поликлиника. К сожалению от крепости ничего не осталось.Разрушенная большевиками церковь стояла рядом с крепостью. На этом месте сейчас магазин «Магнит» и казначейство. Строила её в конце 19 –го века, когда население села общей численностью составляло всего восемь тысяч человек. Сейчас нас в четыре раза больше, но храм мы никак не построим..
Нынешнему поколению александровцев мало что известно о многих трагических страницах нашего села. Например, во время ярмарки в октябре 1919 года на базарной площади нашего села волчьи хвосты Андрея Шкуро повесили 24 человека. Кто они были и за что их лишили жизни сейчас никому из нас неизвестно. Не сказано ни одного слова и за 110 семей зажиточных крестьян, которых весной 1930 года посадили на подводы и увезли в калмыцкие степи. Обходят стороной наши краеведы и бои за освобождение села Александровского в январе 1943 года. Несмотря на то, что немцы отсюда драпали, бои были жестокие. За освобождение села погибло более двухсот человек. До сих пор этот момент истории села не исследовал и не описал в полном объеме.
Наши соседи новосельчане за два последних десятилетия издали по истории района и краеведению 18 (!) книг. Пусть не все они объёмны и фундоментальны, но они есть. По численности населения наше село в три раза больше Новоселицкого. У нас огромный творческий потенциал, но люди которые заправляют идеологией бездарны и недальновидны, а сами «творцы» поэты, писатели, художники, журналисты-краеведы серьезно больны нарциссизмом. На самолюбование уходит много творческих сил, а на краеведение и социальные проблемы ничего не остается. Вот и появляются у нас перлы типа : «Лягушинка», «Кисилевский курган» , «Суворовский мост». Правильно в народе говорят : заставь дурака богу молиться, он и лоб разобъет… ИВАН ШУЛЬГА
|